Трек на Большой и Малый Тхач, день 5-й. Гора Малый Тхач

03.05.2017

Вторая цель нашего похода — гора Малый Тхач. Сегодня!

Сразу после окончания завтрака, оставив ларегрь, взяв с собой перекус да теплые вещи и ветровки, мы двинулись в путь.

Погода, как же нам с тобой повезло! Облака по-маленьку рассеивались, пропуская теплые лучи весеннего солнца.

Дорога до седловины между горами Большой и Малый Тхач уже знакома и пролетела незаметно. А теперь — путь наверх. Снег со склона почти полностью сошел, и мы выбираем дорогу по жухлой траве, обходя тропы, пересекающие подтаивающий снег.  А налегке идти вверх — одно удовольствие. При подъеме с нами шутил свежий ветер, как будто сговорившись с солнцем — то верер дует, заставляя запахивать куртки и одевая капюшоны, то слонце выглянет, вынуждая раздеваться. Вот они пере друг другом и выделываются, не давая нам, туристам, скучать.

Подъем на Малый Тхач был более легким, и часа через полтора мы оказались на вершине хребта.

Открывшиеся виды завораживают, намного перекрывая впечатления от вчерашнего подъема на Большой Тхач, который величественно и чуть свысока взирал на нас. С другой стороны хребта открылся величественный вид на горные массивы.
Мы прошли несколько сотен метров по хребту Малого Тхача, достигнув его наивысшей точки. Теперь программа похода в целом выполнена, и мы, радостные и вдохновленные красотой гор, достали все свои фотоаппараты и видеокамеры — настало время съемок. Любые фотографии, с товарищами и без, пейзажи и портреты, сидя и стоя на фоне гор — будет чем похвастаться перед друзьями в инстаграмме или в соцсетях.

Кто-то умудрился поймать 3G и уже торопится выложить свои фото. Затем — время короткого перекуса (орешки — соленый арахис, печенье да сухари с маком), запиваемые чистейшей вкусной талой водой с гор — и мы отправляемя обратно в лагерь. Впереди — знакомый спуск. Солнце и ветер продолжают свою нехитрую игру, и переменная облачность им помогает, создавая неожиданные нюансы освещения открывшегося пейзажа.

Дорога в лагерь легка, да честно говоря мы поторапливаемся — пора покидать Балаган и начинать спуск вниз и освобождать место для другой туристической группы, что остановилась на продуваемом всеми ветрами холме у домика «Балаган ветреный». К слову, сам балаган мы освободили перед выходом из лагеря, еще одной группе.

Собрались быстро, примерно за час, и двинулись в обратный путь. Через пару часов пути, уже подустав, мы вышли на поляну у начала хребта Большой Тхач.

Роман, наш инструктор, предложил нам «бонусы» этого похода — посетить грот, что рядом с нами, и заглянутьв пещеру, что в 250 метрах… выше! Оставив рюкзаки на опушке леса за поваленной елью, мы отправились всей командой смотреть грот.

Потом принимали решение о посещении пещеры — большинство решило туда идти нисмотря на то, что была вероятность дойти до места ночевки уже поздно и ставить палатки в полной темноте.

Поразмыслив и оценив свое состояние и усталось, я и еще Елена из Луганска остались сторожить рюкзаки. Группа ушла налегке в районе 17 часов, мы ожидали ее обратно часа через три, в 20 часам, то есть к закату. Час у нас ушел на созерцание окрестностей и отдых, а тем временем вечерело. Солнце начало прятаться за деревья, и стал заметен ветер, который старался поддувать холодным влажным воздухом. В этом походя я был согласен на многое: уставать, периодически оставаться  голодным, но я точно не хотел мерзнуть! Пять минут на сбор сухих веток, в округе их было предостаточно, затем я развел костер на старом костровище, и вечер приятно преобразился, тепло от остра согрело и создавало уют. До прибытия группы мы сидели и грелись у костра.

Неожиданно, группа вернулась на час раньше, к 19 часам, тоесть засветло, и мы притушив костер, продолжили путь вниз, к стоянке.

Дорога недолкая, в районе получаса, но резкий спуск и скользкая тропа заставили нас поднапрячься. Усталые мы достигли полки еще засветло, с срочно занялись обустройством лагеря — ставить палатки, оборудовать кострище и сидячие места вокруг него.  Заготавливали дрова уже в темноте, рыская по лесу с налобными фонариками в поисках сухостоя.

Котлы уже закипали на газу, с Михаилом мы нашли и дотащили сухой граб, который и пошел на скамейки и дрова.

Ужин и горячий чай прошли за веселыми разговорами, которые продолжались очень долго. Все делились сегодняшними впечатлениями от дороги к пещере и великолепными видами, которые открылись на пути к ней. Мне показали фотографии, и я чуток расстроился — за такими впечатлениями и пейзажами стоило пойти, несмотря на усталость.

А тем временем день закончился и напившись вдоволь талой воды, я забрался в палатку — спать.